Ленинградская ретроспектива 2.0

Создание условий динамичного развития экономики и технологического суверенитета Российской Федерации

это стратегическая задача нашего государства, продиктованная современной исторической ситуацией и подчеркнутая Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: «Суверенитет — он разный: и оборонный, и технологический, научный, образовательный, культурный. Для нашей страны это важно особенно, потому что при утрате суверенитета мы теряем государственность» (В.В.Путин). В приоритетной зоне внимания находятся развитие кадрового потенциала, повышение уровня профессионального мастерства, подготовка специалистов актуальных направлений.

Государственная политика в сфере образования также развернута на достижение вышеуказанных целей.

С 1 сентября 2023 года во всех общеобразовательных учреждениях России реализуется Единая модель профессиональной ориентации (профессиональный минимум) (Письмо Минпросвещения России №АБ-2324/05 от 01.06.2023 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации») для обучающихся 6-11 классов, целью которой является формирование готовности к профессиональному самоопределению с учетом развития современных производств и внедрения цифровых образовательных технологий, а также с учетом специфики запроса регионального рынка труда. Концепция Единой модели профессиональной ориентации полностью коррелируется с положениями Концепции развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р, с изменениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.07.2025 № 1745-р), которые, в частности, поддерживают профориентационные сущности реализуемого в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Федерального проекта «Школа Минпросвещения России» (Поддержан Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 08.04.2022 №ПК-1вн): развитие сети школьных театров, школьных спортклубов, школьных музеев, школьных медиацентров и т.д., закрепленные в магистральных направлениях проекта «Профориентация», «Творчество», «Здоровье», «Воспитание».

Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области (Областной закон Ленинградской области от 23.06.2025 №70-03 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2036 года») закрепляет приоритеты развития нашего региона в части направлений: демография, технологическое усложнение экономики, продовольственная устойчивость, современный транспортный комплекс, туризм, комфортные поселения и др.

Основной идеей Регионального проекта «Ленинградская ретроспектива 2.0»  является синергия возможностей и актуальных направлений развития общего и профессионального образования, направленная на интеграцию с дополнительным образованием детей и взрослых и дополнительным профессиональным образованием для создания тиражируемой модели учебно-образовательного отраслевого кластера «Учреждение дополнительного образования – СПО – вуз – работодатель (предприятие/организация)» туристско-краеведческой направленности (культура и туризм).
Региональный проект «Ленинградская ретроспектива 2.0» направлен на решение противоречий, тем или иным образом проявивших себя в практике реализации в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области Федерального проекта «Школа Минпросвещения России» и Единой модели профессиональной ориентации, а также возникших в следствии игнорирования ряда ресурсных возможностей системы дополнительного образования региона.

Противоречие в предоставлении возможностей выбора/отсутствия возможности выбора в получении профессии рабочих/служащих (профессиональное обучение) обучающихся 10-11 классов любого профиля.

  • В системе образования Ленинградской области на текущий период функционируют профильные предпрофессиональные классы в 10,7% общеобразовательных учреждениях, создано 6 пилотных отраслевых учебно-образовательных кластеров: аграрные классы, инженерно-электротехнические классы, инженерные классы, инженерные IT-классы, психолого-педагогические классы. Профессиональное обучение обучающихся 10-11 классов осуществляется по достаточно ограниченному перечню профессий рабочих/служащих. Внедрение в практику модели учебно-образовательного отраслевого кластера в системе дополнительного образования (См. п.2.1.1) с последующим ее тиражированием позволит значительно расширить возможности выбора направлений профессионального обучения для обучающихся 10-11 классов любого профиля.

Противоречие в отсутствии взаимосвязи реализуемых образовательных проектов как федерального, так и регионального уровней, в части консолидации достигнутых результатов и ресурсных возможностей, использования потенциала развития.

  • Так, например, в период с 2020 года по 2024 год в системе дополнительного образования Ленинградской области реализовывался Региональный инновационный проект «Ленинградская ретроспектива», приуроченный к 350-летию императора Петра I (организационно-методическое сопровождение проекта осуществляло ГБУ ДО «Центр «Ладога»). Региональный инновационный проект «Ленинградская ретроспектива» стал лауреатом Национальной премии «Патриот − 2022». Региональный инновационный проект «Ленинградская ретроспектива» в целом выполнил поставленные цели и задачи и создал мощную платформу для потенциального применения его результатов (инновационных продуктов) в реализации Федерального проекта «Школа Минпросвещения России» (магистральные направления: «Профориентация», «Творчество», «Воспитание»), Единой модели профессиональной ориентации (направление: культура и туризм), в возможностях интерактивного сопровождения регионального курсов внеурочной деятельности УМК «Жемчужины земли Ленинградской» (1-4 классы), УМК «История и культура земли Ленинградской») (5-11 классы) и т.д. Дальнейшего практического развития Региональный инновационный проект «Ленинградская ретроспектива» не получил, а ведь очевидно, что образовательный потенциал подобного высокого уровня проектов системы образования Ленинградской области не должен остаться невостребованным и недооцененным.

Региональный проект «Ленинградская ретроспектива 2.0» направлен на преодоление (минимизацию) обозначенных противоречий, на создание дополнительных положительных эффектов от своей реализации не только в части достижения основной цели, но и появления пула инновационных образовательных продуктов.

Задача проекта:

  1. Выстраивание архитектуры (модели) сетевого взаимодействия образовательных учреждений Ленинградской области для реализации учебно-образовательного кластера «Учреждение дополнительного образования — СПО — вуз — работодатель (предприятие/организация) туристско-краеведческой направленности.
  2. Подготовка нормативно-правового и программного обеспечения реализации учебно-образовательного кластера «Учреждение дополнительного образования — СПО — вуз — работодатель (предприятие/организация) туристско-краеведческой направленности.
  3. Разработка моделей индивидуальных профориентационных маршрутов для обучающихся 10-11 классов любого профиля общеобразовательных учреждений Ленинградской области, реализуемых в рамках учебно-образовательного кластера «Учреждение дополнительного образования – СПО – вуз – работодатель (предприятие/организация)» туристско-краеведческой направленности (культура и туризм) для получения профессионального образования по рабочей специальности «Ассистент экскурсовода (гида)».
  4. Создание организационно-методических условий для появления дополнительных положительных эффектов реализации Регионального проекта «Ленинградская ретроспектива 2.0»: пула инновационных образовательных продуктов (интерактивное пособие к региональным курсам внеурочной деятельности УМК «Жемчужины земли Ленинградской» (1-4 классы), УМК «История и культура земли Ленинградской») (5-11 классы), туристско-краеведческие маршруты, включающие посещение 12 макетов зданий (сооружений, парков, памятников и т.д.), связанных с историей муниципального образования Ленинградской области по месторасположению макета, интеграционные модели использования ресурсов профориентационных сущностей реализуемого в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Федерального проекта «Школа Минпросвещения России» (школьные музеи, школьные медиацентры) и т.д.).
  5. Мониторинг и индикаторы качества реализации Регионального проекта «Ленинградская ретроспектива 2.0».